ГАФТ Валентин Иосифович
11.12.2010

ГАФТ Валентин Иосифович02.09.1935

Народный артист РСФСР. Знаменит благодаря ролям в фильмах: «Здравствуйте, я

ваша Тетя!», «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово», "Чародеи" и

многим-многим другим.

Фильмография:

Родился 02.09.1935, Москва

Народный артист РСФСР (1984)

Лауреат Царскосельской премии (1993)

ДетствоДо

войны семья Гафта жила в Москве, в пятиэтажном доме на улице Матросская тишина.

Жили Гафты более чем скромно, в коммунальной квартире, как все. У них была одна

комната, и все были счастливы. Родители Валентина не имели ни какого отношения

к театру. Отец, Иосиф Романович (1907-1969), по профессии был адвокат. Он был

удивительно скромным, но сильным и гордым человеком. От матери, Гиты Давыдовны

(1908-1993), Валентин научился организованности, она привила ему любовь к порядку.Очень

хорошо в детскую память Вали врезался день, который мог стать роковым в судьбе

семьи. 21 июня 1941 года они должны были ехать на Украину, в город Прилуки. Однако

по каким то причинам родители поменяли билеты на воскресенье 22-го. На следующий

день по радио выступил Молотов с сообщением о начале войны: Запомнились проводы

на фронт отца, потом двоюродного брата. Отец прошел всю войну, закончив ее майором.

Самое первое впечатление о театре возникло у него в четвертом классе во время

просмотра в детском театре пьесы Сергея Михалкова «Особое задание». Он верил всему,

что происходило на сцене. Но по его собственному признанию, желания стать актером

тогда еще не было. Оно появилось несколько позже, и он стал участвовать в школьной

самодеятельности, где Валентину пришлось играть исключительно женские роли, потому

что в школе тогда учились одни мальчики. МХАТНо даже играя

в школьных спектаклях, Валентин стеснялся признаться кому то, что он хочет стать

артистом. Поэтому поступать он решил втайне от всех. Попытать счастья Валентин

решил сразу и в Щукинском училище и в Школе-студии МХАТ. За два дня до экзаменов

Гафт случайно встретил на улице кумира всех кинозрителей Сергея Столярова и попросил

«прослушать» его. Столяров удивился, но отказывать не стал. Уроки знаменитого

актёра не пропали даром. Правда в училище он прошел лишь первый тур. Зато в МХАТ

Валентин поступил с первой попытки, сдав экзамен на «отлично». Когда его приняли,

он был потрясен, не верилось в происходящее.Как и все студенты МХАТА, Валентин

Гафт мечтал сразу попасть в кино. Однажды (это было в 1956 году) его пригласили

зайти в съемочную группу фильма «Убийство на улице Данте», где на одну из главных

ролей был утвержден Михаил Козаков, и дали почти бессловесную роль. Так состоялся

дебют Валентина Гафта в кино. В том же году он промелькнул в эпизодической роли

в романтической драме «Поэт».Родители своеобразно реагировали на артистическую

деятельность сына. Когда он учился в школе-студии МХАТ, отец говорил ему: «Валя,

ну какой ты артист? Вот посмотри на Мишу Козакова — у него и костюм и бабочка,

а ты что? Вот каким должен быть артист». Мать, увидев его в спектакле «Женитьба

Фигаро», сказала: «Валя, ну какой же ты худой!».ТеатрПо

окончании в 1957 году Школы-студии МХАТ, Гафт долго не мог устроиться на работу,

его не брали ни в один театр. Помог знаменитый чтец, Дмитрий Журавлёв. С его лёгкой

руки Гафт оказался в театре имени Моссовета. Однако уже через год он покинул театр

во время гастролей — ему не понравились те роли, которые предлагали играть.

Спустя какое-то время Эраст Гарин предложил

ему работу в Театре сатиры. Дебют не удался, его выгнали, однако через несколько

лет на этой же сцене Валентин Гафт сыграл одну из лучших своих ролей — графа Альмавиву

в «Безумном дне, или Женитьбе Фигаро», которого впоследствии много лет играл Александр

Ширвиндт.

Некоторое время

Гафт работал в театре на Малой Бронной. Затем новый переход — к А.А.Гончарову,

возглавлявшему тогда маленький театр на Спартаковской улице.В 1964 году,

после работы в театре Гончарова, Гафт пришел к Анатолию Васильевичу Эфросу в театр

имени Ленинского Комсомола. Это особая страница, поскольку стала едва ли не самой

важной в его артистической биографии. Лучшие спектакли театра Эфроса навсегда

остались театральной классикой. У Эфроса Гафт проработал сравнительно недолго

и сыграл не так уж много ролей. Но именно этот опыт лег в фундамент его мастерства.

В «Современник» он пришел по приглашению Олега

Ефремова в 1969 году. Очень многие его роли в этом театре связаны с именем

главного режиссера театра Галины Волчек. С эти театром связана ныне вся жизнь

Гафта, и он считает его своим родным домом.

Среди его лучших ролей: Глумов («Балалайкин и К»), Лопатин («Из записок Лопатина»),

Горелов («Спешите делать добро»), Джордж («Кто боится Вирджинии Вульф?»), Рахлин

(«Кот домашний средней пушистости»).Трудная дорога в киноВ

кино долгие годы Гафт играл лишь эпизоды или маловыразительные роли. И хотя к

концу 60-х он все чаще появлялся на киноэкране, ярких, запоминающихся ролей практически

не было. Сам Валентин Гафт объясняет это так: «Кино меня не баловало. Мало

того, что типаж у меня был не тот. Нерусская, странная внешность. В те времена

герой должен был быть другим. Это и естественно. В 50-60-70 годы я не подходил

ни для какой роли, за редким исключением. Чаще всего было так — делали кинопробы,

и казалось, что вот-вот возьмут на роль, но потом кто-то приходил, и в картине

снимали не меня».Лишь в 70-е годы стали появляться первые заметные роли,

как, например, Стюарт в политической драме «Ночь на 14 параллели» (1971), Лопатин

в телепостановке спектакля «Из записок Лопахина» (1975), Брассет в комедии «Здравствуйте,

я ваша тетя!».Уже тогда проявилась творческая манера Гафта, отличающаяся

интеллектуализмом, тонкой психологической проработкой образа, свободой и остротой

пластического рисунка, тонким юмором. В каждом характере он вскрывал глубину чувств

и внутренних переживаний, это касалось даже небольших или иронических киноролей:

Крамин («На всю оставшуюся жизнь» — 1975), Знаменский («Повесть о неизвестном

актёре» — 1976), попутчик («Почти смешная история» — 1977), Жорж («Циркачонок»

- 1979).Сотрудничество с РязановымОднако настоящая популярность

пришла к Гафту лишь после сотрудничества с Эльдаром Рязановым. Роли, сыгранные

Гафтом в фильмах этого выдающегося кинорежиссера, стали лучшими в биографии актера.

В 1979 году он сыграл председателя гаражно -строительного кооператива Сидоркина

в комедии «Гараж». Персонаж скорее гротесковый, балаганно -иронический, благодаря

художественному чутью Гафта был сыгран так, что позволил перевести весь фильм

в нужное режиссеру реалистическое русло.

В 1980 году Гафт снялся в трагикомедии

Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово:». Отец-командир, беззаветный

храбрец, благородный полковник, покоривший немало городов и женщин, одичавший

от казарменной жизни, но с обостренным чувством чести, одинокий, без семьи и домашнего

очага, вояка, который не кланяется ни пулям, ни начальства, лихой кавалерист,

гусар, преданный отчизне — таким предстал зрителям герой Гафта Покровский.Совершенно

другим оказался Одиноков — герой Гафта из картины Эльдара Рязанова «Забытая мелодия

для флейты» (1987). Актером удивительно сочно был создан образ бюрократа и служаки

из Министерства свободного времени. С огромным чувством юмора была исполнена им

песня бюрократа, сокращенного с работы.Наконец в трагикомедии Рязянова

«Небеса обетованные» (1991) Гафту удалось создать цельный чистый характер вожака

бомжей по кличке «Президент», для которого ясно, что в жизни подло, а что благородно.

Его герой — подлинно интеллигентный и образованный человек, нежный к друзьям и

нетерпимый к чинушам.ПопулярностьНемало интересных ролей

было сыграно в 80-е годы и у других режиссеров. Так в детективном фильме Александра

Муратова «Гонки по вертикали» (1982) он предстал в роли вора-рецидивиста Алексея

Дедушкина по кличке Батон. Психологическая дуэль следователя (А.Мягков) и обаятельного

вора держит в напряжении в течение всего фильма.

Не менее интересная роль досталась Гафту в другом детективном сериале «Визит

к минотавру» (1987). Опять психологическая дуэль, на этот раз между следователем

в исполнении Сергея Шакурова и Иконниковым,

подозреваемым в краже. Персонаж Гафта, в прошлом музыкант, который так и не стал

первой скрипкой, не смирившись со второй ролью, переключился на разведение змей.

Также заметные роли были сыграны Гафтом в музыкальной

комедии «Чародеи» (1982), трагикомедии «По главной улице с оркестром» (1986),

боевике «Воры в законе» (1988), «Визит дамы» (1989), «Ночные забавы» (1991), «Анкор,

еще Анкор!» (1992). В 1994 году Валентин Гафт сыграл Воланда в фильме «Мастер

и Маргарита», который так и не вышел на экраны.Актёр широкого творческого

диапазона, Валентин Гафт отличается свободой и естественностью сценического и

экранного поведения, внутренней нервностью. При узнаваемости голоса и выразительно

резких черт лица он в совершенстве владеет самыми разными жанрами в профессии.

Как указывается в театральной энциклопедии, «для Гафта характерно острое и точное

воплощение образа современного интеллектуала, сочетание аналитичности и темперамента,

глубина выявления драматического конфликта, тяготение к крупным проблемам и характерам».Мастер

эпиграммПараллельно с актерским взлетом к Гафту пришла еще одна известность.

Он прославился как автор острых, порой ядовитых эпиграмм. По предложению Олега

Ефремова Гафт вдруг совершенно неожиданно как для себя самого, так и для других

стал сочинять эпиграммы. Это была ирония

над собой, над другими. Он никого не хотел обидеть, обличить или поссорить. Просто

хотел таким образом сказать какую-то свою правду. Среди них были ироничные,

как, например Джигарханяну: Гораздо

меньше на земле армян, Чем фильмов, где сыграл Джигарханян.

или Олегу Ефремову:

Олег! Не век — полвека прожито! Ты посмотри на рожу-то!

А были и очень острые, как, например Ирине

Алферовой: Не будет у тебя успеха, Ведь ты, красавица, не Пьеха.

В постели делай свой успех — На сцене это делать — грех! И средь интимнейших

утех Ирина лучше б…. й всех. Кончай хождение по мукам, Сыграй с

искусством ты разлуку.

или Михаилу

Боярскому: Зачем ты, так орешь,

Словно ограбленный еврей?

Ты Д’Артаньяна не тревожь, Он дворянин, а не плебей.

Сейчас

Валентин Гафт говорит, что больше не пишет эпиграммы — это его увлечение закончилось.

Однако стихи он пишет по-прежнему. Он выпустил несколько сборников лирических

стихотворений.Личная жизньГафт был женат четыре раза.

Первой женой Валентина Иосифовича была манекенщица Елена Изоргина. Неудачным

был брак с балериной Инной Елисеевой. У них родилась дочь Ольга. Но в начале 80-х

Гафт и Елисеева развелись. В настоящее время Валентин Гафт женат на актрисе

Ольге Остроумовой. С Остроумовой он нашел настоящее счастье, хотя отношения у

актеров наладились не сразу. Ольга Михайловна понравилась Валентину Иосифовичу

давно, еще во время съемок фильма «Гараж». Однако она была замужем, и он не стал

за ней ухаживать:Однажды Гафт увидел ее по телевизору. «Мне было так плохо,

рассказывает актер. — Я понял, что мне надоело врать, надоело слышать вранье от

других, мне надоели противоречия, в которых я запутался. И вдруг на экране появилась

Оля — я просто впился в изображение, не мог оторвать глаз от ее дивного лица».Ольга

Михайловна тогда как раз рассталась с мужем, и ей требовалась поддержка. Они встретились

на каком-то мероприятии, и с этого момента Гафт стал за ней ухаживать.Несмотря

на немалый возраст обоих, Гафт и Остроумова по-детски счастливы.Трагическая

смерть дочериПосле развода Валентина Гафа с Инной Елисеевой, его дочь Ольга

осталась жить с матерью, взяв ее фамилию. Но на протяжении всей жизни Ольга поддерживала

теплые отношения с отцом. По окончании Московского хореографического училища Ольга

танцевала в труппе Кремлевского балета, а не так давно поступила в Российскую

академию театрального искусства.Но внезапно произошла трагедия… «С Инной

у дочери отношения с детства не сложились, — рассказывает в интервью газете «Жизнь»

консьержка в бывшем доме Валентина Иосифовича. — Да и кто ее мог вынести? Характер

жуткий, хотя и писаная красавица». Инна Сергеевна, не отличавшаяся никогда ангельским

нравом, с возрастом все чаще стала срывать злость на Ольге. Причиной была завись

к красоте и молодости дочери. Унижения чередовались с побоями: Бедная девушка

не выдержала и в сентябре 2002 году покончила с собой, обвинив в предсмертной

записке мать. Инна Елисеева не на много пережила дочь. 31 января 2003 года она

умерла от рака желудка.После несчастья Валентин Гафт замкнулся в себе.

Целый год он отказывался от любых интервью:Использованные

материалы: Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО «Медия-Сервис-2000″);

Павел Макаров, «Валентин Гафт: «Кино меня не баловало» («Телегазета» №35(220)

от 27.07-02.09.2003); Ольга Шаблинская, «Валентин Гафт. Гении — штучный товар»

(«Аргументы и факты» № 37 (1090) от 12.09.2001); «Сад забытых воспоминаний»

(газета «Комок» 13-19.10.2003 http://www.komok.ru); Валентин Гафт http://www.sovremennik.ru;

Арина Жадова, «Оленька не пережила» http://www.gzt.ru 05.09.2002; Погибла

29-летняя дочь Валентина Гафта Ольга. http://www.russianamerica.com