Философские концепции в «Матрице»
03.09.2013

Философские концепции в "Матрице"Первой части «Матрицы» уже много лет. Строго говоря, она вышла ещё в прошлом веке. Но, несмотря на это, данный фильм всё ещё привлекает внимание зрителей, интригует, восхищает.

Может быть дело во множестве отсылок в сюжете к философским и религиозным текстам? Разберёмся, какие же философские концепции представлены и по-своему интерпретированы в этом культовом фантастическом боевике.

Весь сюжет фильма строится на противопоставлении внушённого и реального мира. Именно сосуществование двух таких миров является основной темой трудов замечательного французского философа Рене Декарта. По его мнению, человек не может сказать ни о себе, ни о том, что окружает его, ровно ничего конкретного, кроме того, что он человек мыслящий, а значит, он есть. В каком виде и в каком мире он есть — вопрос неразрешимый.

То есть человек, живущий нормальной жизнью с обычными проблемами и мыслями о том, куда съездить в отпуск, как получить сертификат на одежду или с кем провести сегодняшний вечер в кафе, внезапно осознаёт, что его мир — лишь иллюзия. Это и происходит с декартовским человеком, размышляющим о себе и допускающим существования «Злого Гения», это же происходит и с героем «Матрицы» Нео по воле внешних обстоятельств и личного выбора.

Интересно также, что в начале фильма есть прямое упоминание другого французского философа Жана Бодрийяра, прославившегося разработкой темы симуляции в культуре. К симулякрам того или иного порядка относится почти всё, что нас окружает, и потому мы живём не столько в реальном мире, сколько в гиперреальном. Отсылка к этой теории используется как ещё один способ указать на то, каким нереальным может оказаться наш реальный мир.