О шедевре Франтишека Влачила
13.08.2013

О шедевре Франтишека ВлачилаВ статье будет рассказано про уникальный фильм “Маркета Лазарова”. Его снял замечательный чешский режиссер Франтишек Влачил. Фильм стал классикой чешского кинематографа.

Визуальная составляющая фильма вызывает в памяти так много великих произведений (фактуру Куросавы, экзистенциальный мистицизм Бергмана, зыбкий перфекционизм Брыныха, духовный сюрреализм Параджанова, лиризм Тарковского, глубину и плотность Уэлса), что можно парадоксальным образом убедиться в сущностом отличии фильма Влачила от фильмов всех этих режиссеров.

Великолепная картина, безусловно, взяла многое от предшественников, но объединить все эти разнородные элементы в величественный фильм, основываясь на истории, полностью лишенной какой бы то ни было величественности, мог только большой самобытный талант. Можно выпить зеленый чай , уютно растянуться в кресле и начать смотреть эту прекрасную картину.

Секрет успеха картины в том, что Влачил играет нашими представлениями о красоте и историческом прошлом. Большинство режиссеров пытаются найти красоту в предмете (пейзаже, лице и тому подобном), идеализируя его с человеческой перспективы. Влачил, напротив, рассматривает предмет с точки зрения природы. Он отказывается возвышать человека над природой, его персонажи сильно зависят от среды обитания. Чтобы победить в борьбе со стихией и друг с другом, они должны пускать в ход зубы и ногти.

Женские персонажи весьма необычны. Так, Александра с молчаливой решительностью выбирает любовников, не обращая внимания на социум. Среди ее любовников есть плененный епископ и даже собственный брат. Маркета влюбляется в своего насильника.

Кино стоит смотреть!

Tags: