СЕРГАЧЕВ Виктор Николаевич

СЕРГАЧЕВ Виктор Николаевич24.11.1934

Народный артист России. Один из тех крепких

профессионалов, на которых, собственно, и держится киномотограф. Среди фильмов

с его участием — экранизация "Дворянского гнезда", фантастическая комедия

"Эта веселая планета", приключенческая дилогия "Пропавшая экспедиция"

и "Золотая речка", драма "Премия".

1962 Конец света

1965 Скверный анекдот

1965 Время, вперед!

1966 Три толстяка

1967 Три тополя на Плющихе

1968 Скуки ради

1969 Дворянское гнездо

1970 Карусель

1972 Стоянка поезда — две минуты

1972 Моя жизнь

1973 Кортик

1973 Эта веселая планета

1974 Смешные люди

1975 Премия

1975 Меняю собаку на паровоз

1975 Пропавшая экспедиция

1976 Золотая речка

1977 Чеховские страницы

1977 Фантазии Веснухина

1978 Подарок черного колдуна

1978 Отклонение — ноль

1979 С любовью пополам

1982 Человек, который закрыл город

1982 Кафедра

1983 Безумный день инженера Баркасова

1984 Мертвые души

1984 Человек-невидимка

1985 Перед самим собой

1986 На златом крыльце сидели

1987 Разорванный круг

1987 В дебрях, где реки бегут..

1989 Канувшее время

1990 Арбатский мотив

1993 Троцкий

1993 Серые волки

1996 Ермак

2001 Сыщики — сериал

2003 Сны о пятом времени года

2004 МУР есть МУР! — сериал

2005 Ангел пролетел

2005 Белая гвардия

Родился 24.11.1934, станция Борзя Читинской обл.

Народный артист России (1989)

Детство

Сергачев Виктор Николаевич родился 24 ноября 1934 года на станции Борзя Читинской

области в простой рабочей семье. Учился в обычной школе, учился хорошо, был обыкновенным

мальчишкой: летом гонял в футбол, зимой бегал на коньках. Много читал и: мечтал

о сцене:

Окончив школу, Виктор Сергачев поехал в Москву и с первого раза успешно сдал

вступительные экзамены и был зачислен Школу-студию при MXAT.

Театр

В 1956 году, по окончании Школы-студии МХАТ, Виктор Сергачев был принят в Центральный

театр Советской армии, где прослужил лишь один сезон, так как его перетянул к

себе Олег Ефремов.

Почти весь творческий путь Виктора Сергачева в театре связан с именем Олега

Ефремова, а значит, с Современником и Художественным театром. Их было шестеро:

тех, кто придумал и создал театр <Современник>. И среди них — Виктор Сергачев.

Эта знаменитая шестерка набирала труппу, определяла репертуар, споря до хрипоты

ночи напролет, принимала творческие решения. Все вместе они снялись в фильме <Строится

мост>, вместе отказались от почетных званий, вместе и растерялись после ухода

Олега Ефремова.

Виктор Сергачев первым отправился вслед за Ефремовым во МХАТ, и по сей день

остался верен идеалам <Современника>. Остальные занялись собой. <Люди повзрослели

или даже постарели, — вздыхает Виктор Сергачев. — У них поменялась жизненная программа.

А когда актер озабочен жизнеустройством, творчество кончается. Это две вещи несовместные>.

В <Современнике> Виктор Сергачев играл гениально. Ролями Олег Ефремов актера

баловал. Виктор Сергачев переиграл весь чеховский репертуар театра: Медведенко

в <Чайке>, Телегина в <Дяде Ване>, Фирса в <Вишневом саде>. Часто зрители в зале

наблюдали за безмолвным Виктором Сергачевым с большим интересом, чем за игрой

главных героев. Эпизоды с Сергачевым остались в память на годы, а большие роли

становились театральным событием и входили в историю. Таким был, например, Министр

нежных чувств в незабываемом <Голом короле>.

Как режиссер Виктор Сергачев проявил себя еще в <Современнике>, во МХАТе вместе

с Ефремовым и Герасимовым создал знаменитый спектакль <Старый Новый год>. Много

лет Виктор Сергачев трудился над постановкой <Преступления и наказания>, поставил

в 1996 году в собственной инсценировке, исполнив роли Автора и Порфирия Петровича.

Сегодня Виктор Сергачев играет небольшие роли, занят всего в четырех спектаклях

МХАТа, в том числе таких заметных, как <Белая гвардия> и <Кабала святош>. Иногда,

правда, снимается.

Кино

С тем, старым кино у Виктора Сергачева отношения сложились: его первая большая

роль в кино — Пселдонимов в картине <Скверный анекдот>. Все персонажи фильмы были

необычными, но Пселдонимов выглядел совершенно нереальным. Тощий, горбоносый,

угловатый, он производил странное впечатление.

Многие свои роли Виктор Сергачев доводил до абсурда, поэтому ему особенно удавались

сказочные персонажи: Стихотворец в фильме <Иван да Марья> и Пугало в <Подарке

Черного колдуна>, или тот же инопланетянин Икс в новогодней музыкальной теленовелле

<Эта веселая планета>.

Виктор Сергачев убедительно играл в самых разных жанрах — комедиях, драмах,

политических фарсах, детективах. А разве можно забыть его мерзавца Ефима Субботу

из дилогии <Пропавшая экспедиция> и <Золотая речка>.

С 1962 года Виктор Сергачев снимается в кино много и успешно. Стоит вспомнить

всего немного фильмов с его участием: <Время, вперед!>, <Три толстяка>, <Три тополя

на Плющихе>, <Дворянское гнездо>, <Карусель>, <Мертвые души>, <Человек-невидимка>,

<Разорванный круг>, мюзикл <Бременские музыканты>, видно сразу: перед нами гениальный

актер.

Со временем Виктор Сергачев стал осторожен в выборе предлагаемых ролей, считая,

что <новорусское> кино менее <доброжелательное>. Съемки напоминают почему-то производственный

процесс, не та атмосфера на площадке.

И все же, если Виктор Сергачев считает, что материал достаточно подходящий,

его можно увидеть на экране даже в сериалах: <Мне вдруг стало интересно сниматься

в кино, в сериалах, играть эпизоды, — признался Виктор Сергачев. — Я вспомнил

фразу Станиславского: "Нет маленьких ролей, есть маленькие исполнители. Мне

стали интересны герои, о которых толком ничего не сказано. Ты фантазируешь их

биографию, и сам создаешь их мир, независимо ни от чего и ни от кого>.

Троцкий

Одной из наиболее ярких последних работ Виктора Сергачева стала роль Троцкого

в фильме <Троцкий>. Этот фильм — история судьбы одной из самых заметных фигур

в новейшей российской истории.

У фильма <Троцкий> странная судьба. Он не был представлен на значительных фестивалях,

кроме сочинского <Кинотавра>. Фильм окружён каким-то странным молчанием, может

быть, судьба фильма напрямую связана с самой личностью Троцкого? Но ни после премьеры,

ни после презентации в Доме Ханжонкова, ни после показа по телевидению не последовало

никаких отзывов и рецензий.

Виктор Сергачев по-своему объясняет реакцию на фильм: <Я читал книгу Троцкого

<Сталин>, его монографии, смотрел много хроники, изучал биографию. И все чуть

- чуть прояснилось насчет реакции на фильм. Дело в том, что одни зрители хотят

видеть в Троцком монстра от революции, другие — революционного великого деятеля.

Когда я снимался, то никоим образом не хотел играть отношение к этой роли — ни

своё, ни чужое. Для меня судьба Троцкого была связана с той трагедией, с тем непримиримым

историческим противоречием между великой теорией и кровавой стратегией её воплощения.

Как у Пушкина — <Гений и злодейство несовместимы:> Для меня главной была человеческая,

личная судьба Троцкого, его страдания за судьбу своих детей, которых он, в конце

концов, погубил. После выхода фильма, ко мне подходили незнакомые люди и благодарили:

<Спасибо Вам за Льва Давыдовича!>

Семья

Виктор Сергачев женат на болгарке по имени Ваня. Она филолог. Старшая дочь

Сергачева, Ольга — медицинский работник. Младшая дочь, Вера, закончила режиссерское

отделение ВГИКа.

Истинный интеллигент, Виктор Сергачев весьма озабочен изменениями этой <прослойки>

общества. По словам актера, <:российская интеллигенция вышла из гоголевской <Шинели>.

Большая ее часть проделала это буквально: вышла из этой пресловутой шинели, сбросила

ее на тротуар, села в автомобиль и уехала от нее куда подальше>. А вот артисту

Виктору Сергачеву избавиться от этой <шинели> наверное, не удастся.

Народный артист России Виктор Сергачев живет скромно, на кинофестивали не ездит,

тусоваться не приучен, да и интервью не раздает.

Татьяна Новитчинская

Использованные материалы:

Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия 2000;

Ирина Леонидова, <Не снимайте шинель>

Виктор Сергачев на сайте <Характерные актеры> http://www.actors.km.ru

Виктор Сергачев на сайте http://www.mxat.ru